Загрузка Мероприятия
FREE

Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну

14 октября - 15 октября Конференц-зал Московской консерватории, ул. Большая Никитская 13/6
Москва, Российская Федерация

КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
проводят научную конференцию

«Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну»

Конференция будет проходить в Конференц-зале Московской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская, 13/6) 15‒16 октября 2025 года.

1925 год стал годом рождения двух композиторов, чья деятельность оказала
огромное воздействие на мир музыкальной культуры: Пьера Булеза (1925‒2016) и Лучано
Берио (1925‒2003).
Каждый из них оставил после себя след, изменивший музыкальный мир и
музыкальное сообщество в совокупности всех направлений ― композиторов,
исполнителей, исследователей, слушателей.
Каждый из них аккумулировал в своей деятельности целый «букет» профессий: и
П. Булез, и Л. Берио сумели внести значительный вклад в искусство музыкальной
композиции, музыковедение, философию музыки (упомянем здесь «Мыслить музыку
сегодня», другие статьи и лекции, а также последний труд «Уроки музыки» П. Булеза;
многочисленные статьи Л. Берио и его книгу «Remembering the future», составленную из
Гарвардских лекций), в философию и эстетику современного искусства в целом.
Выдающимся фактом деятельности Булеза стала организация IRCAM, учреждения, без
которого сегодня невозможно представить деятельность профессионального
академического композиторского сообщества.
Все эти материалы и факты до сих пор остаются актуальными и для музыкантов, и
для искусствоведов широкого профиля, поскольку и Булез, и Берио ― каждый по-своему
― «переформатировали» не только музыкальную среду, но и интеллектуальную
действительность последнего столетия, последствия чего мы продолжаем наблюдать и
сегодня.
Деятельность Булеза и Берио, а также музыкантов их круга ― философов и
культурологов, тесно связанных с этими выдающимися мыслителями и музыкантами, ―
музыка и теоретические работы, исполнительство и другие области деятельности ― всё
это призвано стать узловыми пунктами обсуждения на предстоящей конференции.
Среди тематических направлений:

  • П. Булез ― композитор: эстетика, поэтика, стилистика разных периодов творчества
  • Л. Берио: поэтика и стилистика инструментальных композиций
  • Театр Л. Берио
  • П. Булез ― дирижёр и организатор (деятельность ансамбля Intercontemporain;
    Булез и классический оркестровый репертуар)
  • Деятельность IRCAM и роль этой институции в современной культуре
  • Булез как теоретик музыкального искусства
  • Берио и его вклад в интеллектуальную историю музыки
  • Современные исследования творчества П. Булеза и Л. Берио

К участию в конференции приглашаются музыканты, музыковеды, философы,
культурологи

РЕГЛАМЕНТ

Предполагаемая продолжительность выступлений с докладами: на пленарном заседании
— 30 минут, на секционном заседании — 20 минут, обсуждение доклада — 10 минут.
Рабочие языки конференции — русский и английский.
Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается.
Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение
на конференцию высылается по запросу.
Возможно резервирование места в гостинице (об этом необходимо указать в Заявке).
Размещение в гостинице осуществляется решением оргкомитета (в связи с ограниченным
количество мест).

Заявки на участие в конференции необходимо выслать до 15 сентября 2025 года по
адресу: info@ccmm.ru.
Форма заявки:

Форма заявки:

ФИО (полностью)
Учёная степень (при наличии)
Учёное звание (при наличии)
Место работы или учебы (полностью, с аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского»)
Должность
Тема доклада (на русском или английском языках)
Ключевые слова (на русском или английском языках, от 5 до 7 слов)
Тезисы (на русском или английском языках, 250-300 слов в каждом случае)
Форма участия (очное или онлайн)
Необходимое техническое оборудование для доклада

Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов.
Докладчикам предоставляется возможность публикации материалов в одном из научных
изданий, рекомендованных ВАК:

  • «Научный вестник Московской консерватории»
  • «Журнал Общества теории музыки»
  • «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность»

РАСПИСАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

14 октября, вторник
11:00-18:00
Конференц-зал
Ведущая ― проф. Марианна Сергеевна Высоцкая

11:00 | Открытие конференции
Зенкин Константин Владимирович
Доктор искусствоведения, профессор,
проректор по научной работе
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Пантелеева Юлия Николаевна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки,
руководитель Научно-творческого центра современной музыки РАМ имени Гнесиных
ПЬЕР БУЛЕЗ: СЛОВО КОМПОЗИТОРА

12:00
Высоцкая Марианна Сергеевна
Доктор искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой современной музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
НА ПУТИ К «ПЛОДОРОДНОМУ КРАЮ»: БУЛЕЗ АНАЛИЗИРУЕТ КЛЕЕ

12:30 | Онлайн
Лаврова Светлана Витальевна
Доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию
Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
МУЗЫКА РЕЧИ И ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ XXI
ВЕКА

13:00
Перов Александр Геннадьевич
композитор, выпускник ассистентуры-стажировки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
ИСПЫТАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ И
ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В СЕКВЕНЦИИ XI ДЛЯ ГИТАРЫ Л. БЕРИО

13:30 – 14:30 ― перерыв

14:30
Травина Надежда Алексеевна
Помощник ректора, преподаватель кафедры современной музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

ПЬЕСА Л. БЕРИО «A-RONNE» КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР ЕГО МУЗЫКАЛЬНОЙ
ФОНОЛОГИИ

15:00
Девуцкая Софья Александровна
Аспирант РАМ имени Гнесиных
«ANTHÈMES I» ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО П. БУЛЕЗА: К ВОПРОСУ О ВИРТУОЗНОСТИ

15:30
Светлана Ильинична Савенко
Доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
ЛУЧАНО БЕРИО В ГОСТЯХ У САЛЬВАТОРЕ ШАРРИНО

16:00
Татьяна Владимировна Цареградская
Доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
БЕРИО И ЕГО СОЧИНЕНИЕ «ЭКФРАЗИС»: В ЛАБИРИНТЕ СМЫСЛОВ

16:30
Просмотр документального фильма Ф. Шеффера «Voyage to Cythera» (1999)
В ходе разговора о Симфонии — своего рода приношении Густаву Малеру — Берио
приглашает нас в путешествие по страницам истории музыки: «Для меня Малер — это
корабль, рассекающий волны океана, нагруженный прекрасными вещами, населённый
замечательными людьми… это в своем роде путешествие на Цитеру. Я решил пуститься в
музыкальное путешествие, в котором нас сопровождают разные — знаменитые и не очень
— элементы музыкального искусства».

Подробности

Начало:
14 октября
Окончание:
15 октября
Мероприятие в категории:

Место проведения

Конференц-зал Московской консерватории
ул. Большая Никитская 13/6
Москва, Российская Федерация
+ Карта Google
Website:
https://www.mosconsv.ru/