Проекты в Камерном зале Московской филармонии

Куратор и ведущий – научный сотрудник Центра современной музыки, музыковед, лектор и композитор

Федор Софронов

«Время, пространство, число, жест»
02.11.23 — 4.04.24
Абонемент был посвящен 30-летию «Студии новой музыки» и знакомил слушателей с феноменами музыкального языка: временем, пространством, числом и жестом. Эти понятия могут казаться умозрительными и недоступными для чувственного восприятия,
однако музыка превращает абстракции в ощущения: на языке звуков говорит человеческая память, взывая к эмоциям. В программах цикла «Студия новой музыки» представила разные направления и техники ХХ–ХХI веков, в числе которых спектрализм, сатурализм, минимализм, стохастика, додекафония, сонорика, инструментальный театр и джаз. Ведущий – Федор Софронов. В четырех программах прозвучала музыка Шельси, Лана, Адамса, Гризе, Бочихиной, Фелдмана, Мессиана, Берга, Райха, Щтокхаузена, Брубека, Веберна, Ксенакиса, Фернихоу, Софронова, Шаррино, Кагеля, Донатони, Караева и Циммермана.

«Топология стихий»
3.10.24 – 25.05.25
Это цикл концертов-лекций, объединенных идеей исследования стихий и пространств: будь то космос, стороны света, города или сеть Интернет. Это путешествие сквозь элементы и состояния по разным мирам, каждый из которых имеет свой символический и метафизический смысл. То, как ощущали эти миры композиторы ХХ и ХХI столетий, ансамбль “Студия новой музыки” представил в четырех программах абонемента: «Космос. Восток. Утопия», «Воздух. Запад. Париж», «Лед. Север. Петроград», «Вода. Юг. Венеция». В четырех концертах прозвучала музыка Штокхаузена, Шелси, Ланга, Ромителли,
Тернопольского, Сати, Мессиана, Писаро, Левинаса, Ридера, Хааса, Гудачёва, Левковской, Юрга, Шаррино, Кейджа, Наймана, Пярта, Маклея.

«Заумь»
1.10.25 –2.04.26
Первое, что мы себе представляем, когда слышим слово «заумь» — это литературные опусы футуристов, где уничтожаются устоявшиеся ассоциативные связи между словами и преодолеваются границы рациональности. Но ведь и музыка — тоже своего рода «заумь»: ее сложно постичь лишь умом. Как литераторы работали с буквами, морфемами, словами, обращаясь к различным видам литературной зауми, так композиторы создавали свои «заумные» сочинения, используя строительные элементы музыкального языка: звук,
интервал, аккорд. Но если реципиент все-таки пойдет по пути рационального восприятия музыки, велика ли будет разница между тем, что написано в нотах, и тем, что он услышит? Чтобы разобраться в этом вопросе ансамбль «Студия новой музыки» вместе с лектором Фёдором Софроновым обращаются к опыту феноменологии, погружаются в исследование слушательского восприятия и пытаются выяснить, как выстраиваются отношения между слушателем и музыкальным произведением. Абонемент состоит из четырех концертов: «Фонетика», «Морфология», «Синтаксис» и «Синтез».

Билеты и программы можно прибрести на сайте Московской филармонии