Один из самых ярких представителей послевоенной музыкальной сцены, Хельмут Лахенман — кумир нескольких поколений современных композиторов, «неприкасаемый» в исполнительском цеху и возмутитель спокойствия среди слушательской аудитории. Его эстетика отказа от прекрасного (ставшего в современном мире синонимом кича) на протяжении нескольких десятилетий провоцирует музыкальных ученых, философов, теоретиков искусства на поиски нового определения «музыкального».
Язык Лахенмана жесткий и неудобный. Его фонемами являются удары, шорохи, скрипы, скрежеты… В необыкновенно изобретательной, даже исследовательской в своем роде, шумовой среде его сочинений отдельные музыкальные тоны, консонансные созвучия или даже цитаты из классической музыки образуют яркие звуковые пятна. Но все они приобретают свой смысл и значение лишь благодаря иерархически выстроенной системе его музыкального языка. Произведения Лахенмана «некрасивы» в понимании тех, кто мыслит категориями прошлого. Тем самым композитор как бы подчеркивает: способ слышания, структура и контекст намного важнее характеристик отдельного звука. В этом смысле он выступает прямым продолжателем традиций великой немецкой культуры с высочайшей степенью концентрации воплотившихся в сочинениях венских классиков: Гайдна, Моцарта и Бетховена. Проводя аналогии, его, безусловно, можно было бы назвать «венским классиком».
В программе:
Хельмут Лахенман
…zwei Gefühle…, Musik mit Leonardo для чтеца и ансамбля (1992/2003)
temA для сопрано, флейты и виолончели (1968)
Sakura-Variationen для альтового саксофона, фортепиано и ударных (2000)
Ein Kinderspiele, семь маленьких пьес для фортепиано (1980)
Йозеф Гайдн Каноны

