Цикл концертов «Манифесты»

В 2024 году ансамбль солистов «Студия новой музыки» представил цикл концертов «Манифесты». Куратор – Федор Софронов.

О цикле

Манифест есть форма инобытия искусства. Для чего художнику слова? Возможно, они необходимы в кризисные моменты, когда его интенция не может быть воспринята иначе. Первый манифест Нового времени принадлежит художнику-реалисту Гюставу Курбе (1855), который решительно порвал с академистами и считал, что «живопись может заключаться лишь в изображении реальных вещей». Антиакадемические тенденции повлияли и на образование новых групп: например, передвижников и «Могучей кучки» в России. Но подлинный расцвет манифеста пришелся на ХХ век — время глобальных общественных и культурных трансформаций. В начале столетия на место инструментальных звуков пришел шум, а романтическую эстетику сменила простота площадного искусства. Новые художественные формы несли с собой послевоенная пора, 1968 год и эпоха цифровой революции. Манифесты, сопровождавшие художественные новации, представляют особую область искусства ХХ века. Это попытка передать словами то, что может быть выражено только музыкальными средствами, это жест отчаяния, с одной стороны, и решимости — с другой.

«Искусство шумов», 17 марта, РЗК

Начало ХХ века — время социальных катастроф и одновременно творческого и интеллектуального взрыва, когда люди мечтали о новом мире и совершенной культуре. Это эпоха технических изобретений и высоких скоростей, вдохновившая художников создать искусство, созвучное ее масштабу. Звуки индустриального мира вошли в музыкальное пространство, положив начало футуризму. В СССР его представителями были Артур Лурье, Михаил Матюшин, Александр Мосолов, Владимир Дешевов. В Италии — Франческо Прателла и Луиджи Руссоло, сконструировавший шумовые инструменты интонарумори и написавший знаменитый манифест «Искусство шумов». Каждый из них прокладывал свои пути к искусству будущего. Идеи того времени называли утопическими,
но многие из них живы и сегодня. От футуристических экспериментов берут начало конкретная музыка, саунд-арт, нойз и поиски современных композиторов, как, например, в пьесе Александра Хубеева Intonarumori, которая также прозвучала в первой программе цикла.

«Лекция о ничто», 17 мая, РЗК

Название второму концерту цикла дала знаменитая «Лекция о ничто» Джона Кейджа, где текст организован по музыкальным законам. Сам Кейдж не писал манифестов, как это делали его последователи – представители движения «Флюксус». Однако манифестом можно считать само творчество композитора и тех авторов, которые работали с ним в Нью-Йорке в конце 1940-х – начале 1950-х годов на передовой мирового авангарда. В программе: Джон Кейдж, Эрл Браун, Мортон Фелдман.

«Спектры и спрайты», 23 июня, РЗК

Третья программа цикла была посвящена спектрализму — направлению, которое зародилось полвека назад во Франции и до сих пор оказывает влияние на академическую музыку. Название концерта то же, что и у статьи Тристана Мюрая. В ней композитор говорит о музыке будущего и настоящего, связанной с иным отношением к звуку. Спектралисты считали, что звук — не нейтральный материал, а живой организм, внутри которого протекают сложные природные процессы. Композиторы изучали его с помощью компьютеров, словно под микроскопом, раскладывали Вселенную-молекулу на атомы и снова собирали, воссоздавая спектрограмму в звучании оркестра. В результате они получали бесконечно разнообразные партитуры. Ведь подобно тому, как нет людей с одинаковым рисунком линий на ладони, нет и звуков с похожими спектрами. В программе прозвучали сочинения четырех композиторов спектральной школы, участников группы «l’Itinéraire»: Жерара Гризе, Тристана Мюрая, Юга Дюфура, Михаэля Левинаса.

«К новым берегам», 17 сентября, РЗК

Название концерта — «К новым берегам» — совпадает с наименованием эксклюзивного журнала Ассоциации современной музыки (АСМ). Эта организация возникла в СССР в 1924 году. В нее входили Дмитрий Шостакович, Николай Мясковский, Александр Мосолов, Николай Рославец и другие деятели, занятые поисками нового музыкального языка, стремившиеся продвигать сочинения своих современников и наводить мосты с зарубежными коллегами. К сожалению, жизнь АСМ оказалась недолгой: в начале 1930-х объединение было объявлено «сборищем чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и ликвидировано. Последующие несколько десятилетий любое проявление нового, нетрадиционного в искусстве жестко подавлялось. Опасаясь репрессий, одни участники Ассоциации уехали из страны, другие избрали путь внутренней эмиграции. В начале 1990-х в период перестройки и гласности возникла необходимость в создании новой Ассоциации современной музыки. Так появилась АСМ-2, следовавшая вектору своей предшественницы. Во главе ее стал Эдисон Денисов, взявший на себя мужество объединить инакомыслящих молодых авторов. С момента первого совместного выступления композиторов АСМ-2 прошло уже более тридцати лет. Многие участники первого состава рассеялись по миру, кого-то уже нет в живых. Да и современная музыка, какой понимали ее в конце ХХ века, постепенно становится классикой. В программе:
Николай Рославец, Александр Мосолов, Леонид Половинкин, Владимир Животов, Эдисон Денисов, Дмитрий Смирнов, Виктор Екимовский, Александр Вустин.

«Последние манифесты», 17 октября, РЗК

В программу концерта-лекции «Последние манифесты» вошли произведения композиторов, входивших в объединения «СоМа» и «Пластика звука». Среди них — лидеры современной академической сцены: Ольга Бочихина, Владимир Горлинский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Борис Филановский и др. Программные тексты СоМа и Пластики звука стали последними манифестами российских композиторов за последние 20 лет. Программа завершила цикл «Манифесты», где солисты ансамбля вместе с лектором Фёдором Софроновым исследуют художественные новации ХХ и XXI веков и феномен манифеста как форму инобытия искусства.