Путеводитель по ансамблю

Юбилейный год (2023) Студия новой музыки начинала с цикла концертов «Путеводитель по ансамблю». Идея проекта — познакомить слушателей с организацией ансамбля современной музыки и продемонстрировать его уникальные возможности. Название цикла отсылает к известному сочинению Бенджамина Бриттена, написанному в начале ХХ века. Но если замысел Бриттена заключался в том, чтобы показать единство инструментов классического оркестра, то наш проект призван подчеркнуть индивидуальность каждого тембра и ознакомить слушателей с широкой палитрой исполнительских приемов, обогатившей язык новой и новейшей музыки.

В начале ХХ века композитор Арнольд Шенберг редуцировал огромный состав симфонического оркестра до коллектива из 15 музыкантов. Впоследствии такие небольшие составы стали типичными для ансамблей, которые специализируются на музыке XX–XXI веков.  С уменьшением числа музыкантов каждый участник ансамбля оказался на виду и получил возможность в полной мере проявить себя. Благодаря этой особенности такие коллективы стали называться «ансамблями солистов». В их число входит и Студия новой музыки.

Каждый музыкант Студии — не только блестящий ансамблист, но и профессиональный солист, способный продемонстрировать всю широту выразительных средств своего инструмента. Поэтому в концертах цикла представлены сочинения для солистов в сопровождении ансамбля, что позволяет подчеркнуть яркую индивидуальность наших исполнителей.

В рамках проекта были представлены программы с обширным хронологическим и географическим диапазоном. В исполнении музыкантов Студии прозвучали сочинения начала ХХ века и только что созданные произведения, композиции российских и зарубежных авторов. Постскрипутумом к циклу стала пьеса Владимира Горлинского «Путеводитель по ансамблю», написанная в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и Квоты» специально к юбилейному году ансамбля и исполненная в рамках цикла Московской филармонии «Другое
пространство. Continuo».

22 февраля ансамбль «Студия новой музыки» представил мировую премьеру пьесы Алексея Сысоева Fingerprints. Солист — Никита Агафонов (кларнет). Дирижер — заслуженный артист России Игорь Дронов.

Алексей Сысоев:
«Пьеса написана 19 февраля 2011 года и посвящена великому английскому саксофонисту-импровизатору Эвану Паркеру.  Мне захотелось переложить знаменитую новаторскую технику Паркера на кларнет, расширить ее, а заодно технические и выразительные возможности кларнета. С чем у нас ассоциируется паркеровский стиль игры? Прежде
всего с фактически неограниченным кольцевым дыханием, с использованием высочайшего регистра (часто с приемом "зубы на трости"), с нестандартными аппликатурами и с тем, что я называю "мультитехникой", то есть разбиением стандартной техники на «элементарные» составляющие (дыхание, язык, губы, зубы, пальцы…) и их парадоксальным сочетанием. В результате мы получаем своеобразную «звуковую магму» очень гибкую, сложную и изменчивую. Похожие технические идеи я попытался применить и в своей пьесе Fingerprints, которая является своего рода маленьким концертом для кларнета и ансамбля»