Программа:
Открытие конференции
Ведущая ― проф. М. С. Высоцкая
Константин Владимирович Зенкин
Доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Приветственное слово участникам конференции
11:00
Татьяна Владимировна Цареградская
Доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, начальник Отдела международных связей и творческих проектов Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Лигети и Хофштадтер
11:30
Федерико Фавали (Federico Favali)
Композитор, музыковед (Италия)
За облаками: о некотором подобии идей Карла Поппера и музыки Дьёрдя Лигети (онлайн)
12:00
Анна Амраховна Амрахова
Доктор искусствоведения, заведующая Научно-аналитическим отделом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Проблема валентности в эстетике и поэтике Д. Лигети
12:30
Юлия Николаевна Пантелеева
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, руководитель Научно-творческого центра современной музыки РАМ имени Гнесиных
О композиторской терминолексике Д. Лигети
13:00
Ольга Сергеевна Алюшина
Кандидат искусствоведения, заведующая учебной частью деканата по работе с иностранными учащимися, заместитель декана, преподаватель кафедры композиции Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Два русла одной реки: Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг (о двух концепциях авторского стиля в контексте национального и общеевропейского)
13.30
Марина Росси (Marina Rossi)
PhD Candidate in Musicology, Университет Тренто (Università degli Studi di Trento, Италия)
Томление, страсть и игра. Ранние композиции Лигети для женского хора (онлайн)
14:00
Анна Геннадьевна Солодовникова
Научный сотрудник Государственного института искусствознания
«Венгерские этюды» Дьёрдя Лигети: возврат к прошлому или эксперимент?
14:30 – 15:00 ― перерыв
15:00
Марианна Сергеевна Высоцкая
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Ошибочный путь» Дьёрдя Лигети
15:30
Юлия Сергеевна Векслер
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Дьёрдь Лигети и дадаизм
16:00
Елена Сергеевна Андреева
Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки
Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Danse Macabre в духе «Eroica»: метаморфозы бетховенской темы в опере Лигети «Великий Мертвиарх»
16:30
Юлия Вольфовна Крейнина
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения Иерусалимского университета (The Hebrew University of Jerusalem, Израиль)
«Зафиксировать процесс»: от мобилей Колдера к мобилям Лигети и Лютославского (онлайн)
17:00
Екатерина Гурьевна Окунева
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции
Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова
Кластерная техника – техника поля – микрополифония: композиторские новации Д. Лигети в зарубежном теоретическом осмыслении (на примере исследования Э. Салменхаары) (онлайн)
17:30
Ирина Владимировна Копосова
Кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени. А. К. Глазунова
Техника мелодико-полифонического кластера Пера Хенрика Нурдгрена: в диалоге с Лигети (онлайн)
18:00
Людмила Викторовна Лейпсон
Кандидат искусствоведения, руководитель секции по музыкальному анализу для педагогов-эвритмистов, преподаватель Свободной Вальдорфской школы г. Фленсбурга (Freie Waldorfschule Flensburg, Германия)
Лигети – «отец микротональности»? (онлайн)
2023 год ― год столетия со дня рождения одного из самых блестящих творцов Новой музыки ― композитора Дьёрдя Лигети. Его интеллектуализм, чувство современности, юмор и совершенное владение композиторским мастерством до сих пор поражают воображение как профессионалов, так и любителей музыки. Блестящий мастер письма и звуковой изобретательности, Лигети непрерывно обновлял музыкальный язык, что отразилось в том, как он сам графически представлял свое творчество.
Конференция посвящена всем сторонам неисчерпаемо многогранной личности Лигети ― его композиторскому творчеству, его музыкально-аналитической деятельности, его педагогическим достижениям.
Основные направления конференции:
структурные основы сочинений, техника композиции Лигети;
Лигети–музыковед;
музыкальный театр Лигети;
оркестр Лигети;
интертекстуальные тенденции в творчестве Лигети;
Лигети–педагог;
Лигети и музыка 1970-х‒1980-х годов.
Место проведения конференции ‒ Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская 13/6).