Манифест есть форма инобытия искусства. Для чего художнику слова? Возможно, они необходимы в кризисные моменты, когда его интенция не может быть воспринята иначе. Первый манифест Нового времени принадлежит художнику-реалисту Гюставу Курбе (1855), который решительно порвал с академистами и считал, что «живопись может заключаться лишь в изображении реальных вещей». Антиакадемические тенденции повлияли и на образование новых групп: например, передвижников и «Могучей кучки» в России. Но подлинный расцвет манифеста пришелся на ХХ век — время глобальных общественных и культурных трансформаций. В начале столетия на место инструментальных звуков пришел шум, а романтическую эстетику сменила простота площадного искусства. Новые художественные формы несли с собой послевоенная пора, 1968 год и эпоха цифровой революции. Манифесты, сопровождавшие художественные новации, представляют особую область искусства ХХ века. Это попытка передать словами то, что может быть выражено только музыкальными средствами, это жест отчаяния, с одной стороны, и решимости — с другой.