V Всероссийские семинары новой музыки
ПСИХОГЕОГРАФИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ
с 10 по 15 июня
Московская консерватория
Ансамбль «Студия новой музыки» и Центр современной музыки Московской
консерватории в пятый раз проводят Всероссийские семинары новой музыки. За
время существования проекта в нем приняло участие более 100 молодых
композиторов, исполнителей и дирижеров из разных регионов России, в числе
которых Москва, Екатеринбург, Елец, Казань, Краснодар, Магнитогорск, Нижний
Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Уфа и др.
V Семинары проходят под общей темой «Психогеография: исследование о
движении» и организованы как лаборатория по созданию и реализации музыкальных
перформансов в сотрудничестве с режиссерско-актерской группой — выпускниками
МИР-7.
К участию в проекте приглашаются молодые композиторы и исполнители до
35 лет. Куратором семинаров выступит композитор, доцент Московской
консерватории Ольга Бочихина.
Приём заявок — до 20 мая.
Регистрация для композиторов
Регистрация для исполнителей
Регистрация для перформеров
О теме семинаров
Творческие исследования и практики, запланированные в рамках семинаров, восходят
к идеям, которые в середине ХХ века озвучивали французские философы и социологи
ситуационисты. Благодаря им появилось новое направление — психогеография — в
рамках которого изучались взаимодействия человека, пространства и архитектуры.
Ситуационисты считали, что городская среда состоит из изменчивых перетекающих
друг в друга атмосфер. «Дрейфуя» по спонтанным маршрутам, они исследовали эти
атмосферы и старались понять, как разные географические среды воздействуют на
эмоции и поведение людей.
Психогеография позволяет увидеть знакомые места с другой стороны. На Семинарах
композиторам и исполнителям будет предложено иначе взглянуть на уже готовые
архитектурные формы, помыслить их с точки зрения звуковых и перформативных
практик.
Работая над проектами вместе с режиссерско-актерской группой, участники обратятся
к двум элементам современного урбанистического пространства. Первый — это
стихия движения, наполняющая Большой Город. Движение является неотъемлемым
компонентом нашего существования в пространстве. Оно связано с жизненной
энергией — за счет него обеспечивается кровоток. Также оно связано с музыкальной
энергией — ведь звук всегда существует в движении.
Второй элемент — это перекресток, который является местом встречи, сталкивает
между собой разные движения, останавливает, принимает, перемешивает и
преобразует. Ольга Бочихина: «Это история про связь между берегами реки и ее
потоком, который никогда не прекращает своего движения. Это история про
лабиринты, коридоры, мосты, круги различных литературных текстов, которые
неожиданным образом могут ожить в неожиданных архитектурных декорациях.
Например, под сводами променада второго этажа Малого зала консерватории.
Форма движения по кругу и дантовские круги и сферы: где и как они могут
встретиться? Это игра в движение и перекресток, где сосуществуют
параллельные вселенные, это Игровая Вселенная».
Публичная программа
Вторник, 10 июня
106 класс
Московской консерватории
14:00
Дарья Луценко
Искусство музыкального перформанса: тело и звук
Исполнительское искусство XXI века включает в себя множество различных практик, когда музыкант «выходит» за рамки текста произведения и его воспроизведения.
Концептуальность современных партитур требует многозадачности, в частности это обусловлено синтезом разных жанров и видов искусств. В исполнении задействуется
множество параметров, связанных с непосредственным отражением концептуальной составляющей. Инструментальный театр, импровизация и перформанс уже являются
привычными практиками для нашего времени. Что же является объединяющим фактором для этих явлений в музыке? Рассмотрим, как могут быть реализованы различные
концепции относительно музыкального перформанса на примерах произведений для театра, камерных выступлений и электронных лайв сетах.
Регистрация
16:00
Ольга Бочихина
Звуковой поворот и современные звуковые практики
Что значит разработать звуковую ситуацию, исследовать звуковую тему, создать звуковой скрипт? Как связать воедино слуховой опыт, действие, сочинение, каналы восприятия,
образ и историю? Что значит создать и смоделировать звучащую и действующую среду — самопорождающуюся и саморазвивающуюся, с внутренними звуковыми законами и
игровыми стратегиями? Как открыть мир звукового? Я поделюсь своими размышлениями, инспирированными последними художественными проектами с моим участием: «Кафка в Афинах», «Звучащий дом Софии» и моим авторским учебным курсом «Опыт звука» для актеров, реализующимся как совместная программа ГИТИСа и Электротеатра Станиславский.
Регистрация
Среда, 11 июня
Конференц-зал Московской консерватории
11:00
Дмитрий Мазуров
Творчество на стыке академической и популярной музыки
Как совмещать далекие формы музыки и существовать в творческом двоемирии? Это
вопрос не только стиля, но часто и взаимоисключающих аудиторий. Оставаясь
аутентичным одной культуре, автор невольно становится «вульгарен» в другой. Возможно
ли это совмещать в ситуации, когда по-другому и не могло быть? О своем творческом пути
и методе работы расскажет композитор Дмитрий Мазуров.
Регистрация
13:00
Федор Софронов
История музыкального перформанса
От практик футуристов и дадаистов к американским экспериментам 60-х — так можно
обвести границы, в которых мы можем говорить о зарождении музыкального
перформанса. Поговорить об истории и о том, как менялся перформанс в исторической
перспективе — задача лекции, которую прочитает Федор Софронов
Регистрация
Четверг, 12 июня
Конференц-зал Московской консерватории
13:00
Евгения Изотова
Новая музыка в поисках новой нотации
Музыкальная нотация всегда развивается в ответ на запросы композиторской практики,
адаптируясь к новым стилям и техникам. ХХ век, с его радикальными экспериментами,
потребовал значительного расширения и обновления нотного письма. И, к нашему
удивлению, многие “новые” символы, термины и явления оказываются отголосками
прошлого. На лекции мы увидим, как композиторы разных эпох приходили к схожим
решениям, какая параллель между графической музыкой Эрла Брауна и партитурами
Позднего Средневековья, и что общего между нотацией новых исполнительских техник
для духовых и старинной лютневой табулатурой.
Регистрация
Пятница, 13 июня
Конференц-зал Московской консерватории
11:00
Игнат Красиков
Не нотами едиными: перформанс
Перформанс предлагает переосмысление традиционного взгляда на академическую
музыку как на статичный текст партитуры. Исполнение – это сложный и многогранный
процесс, в котором музыка становится событием, обусловленным телесностью
исполнителя, пространственной и коммуникативной динамикой, а также контекстом
восприятия. Мы рассмотрим ключевые концепции перформанса в академической музыке,
проанализируем влияние интерпретации и невербальных элементов на смысл
произведения и проследим, как новаторские практики XX и XXI веков трансформируют
отношение к границам между композитором, исполнителем и слушателем.
Регистрация
13:00
Татьяна Яковлева
Мульти-, интер-, и трансмедиальность в музыке
Музыка всё чаще включает в качестве медиумов не только звуки, но жесты, видео, свет и
самые разные девайсы — специально созданные объекты и музыкальные инструменты.
Композиторы разрабатывают разные способы связей между ним, объединяя
технологичное и акустическое, человеческое и машинное. На лекции разберем их
основные свойства, на примере мультимедиальных, интермедиальных и трансмедиальных
сочинений из творчества композиторов конца XX-начала XXI века.
Регистрация