КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
проводят научную конференцию
«Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну»
Конференция будет проходить в Конференц-зале Московской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская, 13/6) 15‒16 октября 2025 года.
1925 год стал годом рождения двух композиторов, чья деятельность оказала
огромное воздействие на мир музыкальной культуры: Пьера Булеза (1925‒2016) и Лучано
Берио (1925‒2003).
Каждый из них оставил после себя след, изменивший музыкальный мир и
музыкальное сообщество в совокупности всех направлений ― композиторов,
исполнителей, исследователей, слушателей.
Каждый из них аккумулировал в своей деятельности целый «букет» профессий: и
П. Булез, и Л. Берио сумели внести значительный вклад в искусство музыкальной
композиции, музыковедение, философию музыки (упомянем здесь «Мыслить музыку
сегодня», другие статьи и лекции, а также последний труд «Уроки музыки» П. Булеза;
многочисленные статьи Л. Берио и его книгу «Remembering the future», составленную из
Гарвардских лекций), в философию и эстетику современного искусства в целом.
Выдающимся фактом деятельности Булеза стала организация IRCAM, учреждения, без
которого сегодня невозможно представить деятельность профессионального
академического композиторского сообщества.
Все эти материалы и факты до сих пор остаются актуальными и для музыкантов, и
для искусствоведов широкого профиля, поскольку и Булез, и Берио ― каждый по-своему
― «переформатировали» не только музыкальную среду, но и интеллектуальную
действительность последнего столетия, последствия чего мы продолжаем наблюдать и
сегодня.
Деятельность Булеза и Берио, а также музыкантов их круга ― философов и
культурологов, тесно связанных с этими выдающимися мыслителями и музыкантами, ―
музыка и теоретические работы, исполнительство и другие области деятельности ― всё
это призвано стать узловыми пунктами обсуждения на предстоящей конференции.
Среди тематических направлений:
- П. Булез ― композитор: эстетика, поэтика, стилистика разных периодов творчества
- Л. Берио: поэтика и стилистика инструментальных композиций
- Театр Л. Берио
- П. Булез ― дирижёр и организатор (деятельность ансамбля Intercontemporain;
Булез и классический оркестровый репертуар) - Деятельность IRCAM и роль этой институции в современной культуре
- Булез как теоретик музыкального искусства
- Берио и его вклад в интеллектуальную историю музыки
- Современные исследования творчества П. Булеза и Л. Берио
К участию в конференции приглашаются музыканты, музыковеды, философы,
культурологи
РЕГЛАМЕНТ
Предполагаемая продолжительность выступлений с докладами: на пленарном заседании
— 30 минут, на секционном заседании — 20 минут, обсуждение доклада — 10 минут.
Рабочие языки конференции — русский и английский.
Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается.
Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение
на конференцию высылается по запросу.
Возможно резервирование места в гостинице (об этом необходимо указать в Заявке).
Размещение в гостинице осуществляется решением оргкомитета (в связи с ограниченным
количество мест).
Заявки на участие в конференции необходимо выслать до 15 сентября 2025 года по
адресу: info@ccmm.ru.
Форма заявки:
Форма заявки:
ФИО (полностью) | |
Учёная степень (при наличии) | |
Учёное звание (при наличии) | |
Место работы или учебы (полностью, с аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского») | |
Должность | |
Тема доклада (на русском или английском языках) | |
Ключевые слова (на русском или английском языках, от 5 до 7 слов) | |
Тезисы (на русском или английском языках, 250-300 слов в каждом случае) | |
Форма участия (очное или онлайн) | |
Необходимое техническое оборудование для доклада |
Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов.
Докладчикам предоставляется возможность публикации материалов в одном из научных
изданий, рекомендованных ВАК:
- «Научный вестник Московской консерватории»
- «Журнал Общества теории музыки»
- «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность»